Разговор слепого с глухим

Как часто мы на самом деле думаем о себе?

Почему мы готовы быть недовольными собой, обзывать себя лентяями и слюнтяями, или просто «уйти» в лучшем случае, но совсем не хотим думать о причинах своего стойкого нежелания делать что-то конкретное в данный конкретный момент?
Как часто мы знаем, что сегодня нам надо сделать то и то, ходим с этим грузом целый день и не делаем, но и не расслабляемся, не позволяя себе разгибаться под тяжестью ноши.
Как часто мы ощущаем приливы неожиданной усталости, хотя вроде и выспались нормально и вагоны не разгружали?
Почему час назад у нас слипались глаза, а теперь мы готовы работать до утра?
Почему, когда мы подавляем свои эмоции, у нас начинает что-то болеть, или просто исчезает вся жизненная сила?
Почему сегодня мы ненавидим то, что так любили и с удовольствием делали вчера?

Нашу психику можно сравнить с неким сосудом, в котором изначально была вода, потом туда попала какая-то масса (скажем, глина). Постепенно глина осела на дно сосуда и если посмотреть сверху – это все та же кристально чистая вода. Пока не взболтаешь сосуд.
Так, в бессознательное вытесняются болезненные для нас переживания, которые хранятся там безвременно. Это такой механизм защиты.
Они могут спокойно пролежать там десятки лет, однако может возникнуть ситуация, в которой в самый неподходящий момент что-то всколыхнет сосуд. Какой-то запах, какое-то высказывание, какая-то схожая ситуация …

Организм подчиняется всем законам физики.

Мы собираем информацию из среды всеми органами чувствительности (слух, зрение и т.д.).
Раздражитель воздействует на орган чувствительности, и нервный импульс передается в головной мозг, где он обрабатывается. Затем возникает ощущение. Чем больше органов чувствительности передает информацию, тем более полным будет ощущение – целостный образ восприятия. Например, видим, слышим, ощущаем или просто слышим.
Организму необходимо постоянно получать информацию о среде, иначе наступает паника (тревога, страх).

То же самое происходит, если целостный образ восприятия отличается от эталонов, которые содержатся в памяти. Большинство эталонов формируется в детстве (лимон – кислый, желтый, шершавый; стол – кухонный, письменный…).

Далее происходит опознавание предмета: «На что похоже?». Похоже на то-то, но не то.
Если опыт узкий, человек, попадая в специфические ситуации, не понимает, что происходит, теряется (первый раз играя в офф-лайне, например).

Есть люди, с очень высокой чувствительностью, способные быстро воспринимать информацию и больше понимать (это развивается). Отсюда профессиональные навыки.
Если у человека не очень хорошее зрение, как правило, действует принцип компенсаторности (лучше слышит).

Так вот, получив ощущения, может случиться так, что опять придется ждать, пока глина осядет. Опять переживать эту давно забытую и вроде уже пережитую боль. Поэтому, думать о своих переживаниях никто не любит, копаться в себе – тем более.
Все, что происходит вокруг нас – определенный стресс для организма. Попадая в ту или иную ситуацию, мы отвечаем на влияние посторонних (вредных) факторов. 

Стресс состоит из 3 фаз:

1)     стадия тревоги, когда осознается ситуация и принимается решение, как на нее реагировать.
2) ЭВ-стресс – стадия непрекращающейся результативности, все резервы организма работают на пределе (человек не заболеет, не устанет, может долго не есть и не спать). Мотивация зашкаливает. Очень полезная для организма стадия роста.
    3) ДИ-стресс – наступает в случае, если ситуация достаточно долго не разрешается. Наступает конфликт между сильной мотивацией и препятствием. И как результат – фрустрация (разочарование). Именно ди-стресс является тем, из-за чего о стрессе говорят негативно. Он разрушает нас и приводит к различной психосоматике.

Существует такое понятие, феномен незавершенного действия. Если потребность не удовлетворена – возникает напряжение и необходимость к равновесию. Напряжение мотивирует вернуться и завершить:

1. Отреагирование.
2. Диффузия (мне уже не надо).

И в каждый момент жизни мы испытываем те или иные эмоции, которые даны нам с адаптивной целью. Ощущая что-то, мы решаем опасна ситуация для нас или нет. Эмоции к одному и тому же объекту могут меняться в зависимости от потребности.
Для каждого объекта в зависимости от потребности у нас есть своя эмоция. Каждого человека мы воспринимаем грубо «+» или «-» и как правило неожиданностью для нас он не становится.
Причем, эмоция усиливается с последующим воздействием раздражителей. Эмоции имеют свойство накапливания. При этом часто они подавляются или откладываются в бессознательное, обращаясь со временем в аффекты (взрывы).
Причем подавлять эмоции крайне негативно (все та же психосоматика). 

Женщины, которые могут себе позволить не сдерживать эмоции (плач) живут дольше.
Мужчины не плачут – они огорчаются.
Мужчины в нашей культуре накапливают горе и страх. Злость, как правило, не накапливают.
Женщины же, обязанные быть мягкими, накапливают гнев.

С возрастом мы вынуждены терять свою эмоциональность. Учиться верить ушам, а не глазам. Тело же не обманет никогда. Дети всегда чувствуют, когда родители на самом деле злы, а когда делают суровое лицо, потому что так надо.

Долго считалось, что лучше запоминаются позитивные эмоции. Однако негативные эмоции более полезны с точки зрения адаптации, соответственно запомнятся лучше. Базовой основой запоминания является эмоция – мы запомним не событие, а эмоцию, связанную с событием.
Эмоции очень связаны с гормональным фоном человека. Например,

серотонин (тревога) + норадреналин (тоска) = депрессия

Важно сознавать, что переживаешь такую-то эмоцию здесь и сейчас и давать ей оценку (что к этому привело?)
Мужчины менее склонны к этому, чем женщины.

Важно различать эмоции по продолжительности (долго – настроение, недолго - аффект) и интенсивности (сильные – аффект, слабые - настроение).

Так, на наш эмоциональный тон может указать нам неожиданный беспричинный дискомфорт (оттенок эмоции – приятно/неприятно).

Аффект отличается кратковременной потерей контроля поведения, большой выраженностью экспрессивности.
Аффект неадекватности – отрицание эмоционального переживания, возникшего в связи с неудачей в деятельности:
-либо полное игнорирование самого факта неудачи;
- либо непризнание себя виновником неудачи.
Возникает вследствие чрезмерно завышенной самооценки (из переоцениваю, недооцениваю, адекватно) и уровня притязаний (степень сложности задачи, на решение которой я претендую).

<== из-за необходимости сохранить свою самооценку (я хороший).

Чувство – устойчивое, осознанное (чаще) отношение к объектам в связи с мотивами и потребностями: внеситуативно (как бы сегодня человек себя не вел, он друг).
Если эмоция не подпитывается взаимным удовлетворением потребностей двух людей – чувство (устойчивое) не наступает.

Поэтому чувство проверяется временем.

Стоит отметить, что человек органически не переносит длительное состояние покоя.

Настроение – формируется из происходящих событий, впитывая их. Становится фоном жизни.
Настроение может оказывать влияние на всю деятельность человека (память, мышление, восприятие):
- эйфория: бесшабашное, беззаботное.
- дисфория: угрюмое, злобное, циничное.
- гипотимия: тоска, печаль.
- гипертимия: бодрость, возбуждение.
- апатия: равнодушие.
Настроение может являться стартовой площадкой для эмоций. Практически неосозноваемо, медленно развивается и переживается вплоть до резкой смены событий.

Если вы стали более утомляемы, не чувствуете жизненной энергии…
Если у вас болят предплечья… голова…
Если время от времени вам становится ужасно холодно…
Если вы ходите кругами, если ленитесь, если, если, если…

Может, пора послушаться сигналов и что-то пересмотреть в своей жизни?


p.s. to be continued...


ingvi